Мой опыт общения с живыми клиентами и биржами
Свой первый опыт фриланса я приобрел, еще работая в офисе. Честно говоря, по началу он у меня был очень сумбурный. Когда-то я даже зарабатывал тем, что программировал под Windows. Но это было давно и неправда!
Начну с того, что впервые я зарегистрировался на российской бирже по фрилансу еще в 2006-м — 2007-м году. Это был популярный фриланс-проект FL.ru. На тот момент он мне совершенно не понравился. С одной стороны я не смог там получить ни одного заказа (хотя, возможно, не особо то и старался). С другой, удручающее впечатление на меня произвел демпинг. Ведь если начинающий фрилансер хочет во что бы то ни стало получить заказ, что он делает? Верно! Снижает цену ниже плинтуса.
Поэтому я решил, что каши с этим ресурсом не сваришь и искал клиентов самостоятельно.
Но как, спросите вы! С чего начать во фрилансе, чтобы получить первые заказы?
Пойдем по порядку.
Вплоть до 2009 года я работал «на дядю». На тот момент я занимался созданием сайтов, а также настройкой и ведением рекламных кампаний в Яндекс и Google. У нас был небольшой отдел в структуре крупного казанского рекламного агентства.
И вот именно работая там, я получил свой первый опыт общения с клиентами. Дело в том, что наши штатные менеджеры по продажам не шибко стремились вникать во все технические нюансы. И вместо этого предпочитали таскать меня по встречам, чтобы я сам общался с заказчиками. Тогда меня это не особенно радовало, но теперь я вижу в этом большой плюс. Потому что к началу моей работы фрилансером на дому, я уже имел неплохой багаж заключения сделок.
Вот тут я вкратце расскажу о своих находках, а именно, как уговаривать клиента дать денег, совершенно его не уговаривая.
Первую технику я назвал «информационный перегруз». Вы приходите к клиенту, выясняете его истинную проблему, боль. Вот это важный момент! Надо узнать не просто, что он хочет заказать, а чего именно он ждет. Например, любой клиент, говорящий, что ему нужен сайт, по большому счету нуждается не в нем. Он нуждается в привлечении новых клиентов, увеличении продаж и т.д. И порой этого можно добиться, вообще не имея сайта, а просто настроив рекламную кампанию на страницу-визитку в Яндексе. Но вернемся к нашей технике. Выяснили, что нужно клиенту, и вываливаете на него целую кучу информации по этой теме! Рассказываете все, что можно по его проблеме.
Многие начинающие фрилансеры этого почему-то бояться. Они считают, что так клиент все поймет, запомнит и сделает сам. Не тут-то было. Никто не сможет этого сделать по одному лишь рассказу. Зато доверие к такому исполнителю сразу подскакивает до небес! Ведь клиент видит, что вы делитесь всем и вы правда профи в своем деле, раз так доходчиво и ладно рассказываете.
Вторая техника называется «мой друг эксперт». Фриланс для начинающего специалиста порой труден тем, что, являясь экспертом, он выражается слишком сложно. А это зачастую отвращает, отпугивает клиента. На мой взгляд, не стоит выливать на клиента ворох непонятных терминов и выражений. Будьте проще! Старайтесь объяснить все так, как рассказывали бы своему другу, хорошему знакомому. Если же вы будете сыпать незнакомыми словами, человек просто может почувствовать себя глупо. Поэтому говорите просто, доверительно и по существу. Поверьте, собеседник будет вам очень признателен.
Итак, это были некоторые из моих находок, которыми я с радостью делюсь с вами. Но вернемся непосредственно к истории моего фрилансерства.
С чего начать фрилансеру
Еще работая в офисе, я начал получать свои первые «левые» заказы. Тут все очень просто! Я сообщил всем своим знакомым, друзьям, сослуживцам, что умею делать и что готов брать заказы.
Обязательно расскажите о своих талантах и желании брать заказы всем, кому можете!
Именно благодаря такому сарафанному радио я начал получать очень неплохие заказы. Мне даже пришлось оформить ИП. Ведь некоторым заказчикам требовались договор и возможность безналичного расчета.
К моему удивлению работ по сайтостроительству и настройке рекламных кампаний становилось все больше. Я самостоятельно ездил на встречи, договаривался с клиентами, вел бухгалтерию и, конечно, выполнял работу. И в какой-то момент просто перестал справляться.
Вот тогда-то я и пришел на биржу фриланса во второй раз, но уже как заказчик. Сайты я начал заказывать, а вот рекламные кампании вел сам. И опыт фриланса в этой новой форме мне также очень пригодился в дальнейшем. Ведь теперь я видел систему с противоположной стороны – со стороны заказчика. И понял, как лучше откликаться на заявки.
продолжение следует…
Здравствуйте, Игорь. Спасибо за информацию.
Хотелось бы побольше узнать про взаимосвязь ИП, налоги, бухгалтерию, upwork и paypal. Как всё это вместе работает? Какие трудности, если они есть?
Спасибо за вопрос!
Запланирую видео и статью на эту тему. Эта тема (особенно про налоги) очень специфичная, любит внимание к деталям и не терпит суеты.
Подпишитесь на рассылку (есть форма подписки на этой же странице) — все новинки я в ней анонсирую.