В этой статье ты не найдешь советы, как сделать тот или иной шаг, сколько вешать в граммах или как выйти на определенную сумму дохода. Это скорее крик души, обнажение проблемы. Я пишу это с одной стороны для себя (потому что описанная тема мне не чужда), а с другой стороны для других в надежде, что люди задумаются, начнут анализировать мотивы своего поведения. Нужно ли тебе это? Решать только тебе. Но если ты узнаешь в описании себя, по крайней мере дочитай статью до конца.
Периодически мне приходят вопросы типа: «Я хочу начать работать на фрилансе, но не знаю с чего начать. Помогите!» Собственно, это даже и не вопрос, а скорее крик души, просьба о помощи. Но даже сам просящий не понимает при этом до конца, чего именно он ждет от меня. Такое впечатление, что он нуждается то ли в волшебном пинке, то ли в том, чтобы его погладили по головке. Но, так как о подобном у нас в обществе просить не принято, все это покрывается завесой из якобы рациональной просьбы поделиться информацией.
Подобные люди очень любят спрашивать, верно ли они поступают, можно ли им сделать тот или иной шаг. И давать в этом случае советы себе дороже. Если у человека не получится (а такое вполне вероятно — с подобным то настроем!), то советчик просто окажется крайним, виноватым во всем.
Итак, повторюсь, что в подобном поведении я частенько вижу себя. Поэтому я начал анализировать и размышлять над тем, откуда растут ноги у данного явления. И пришел к следующему выводу. Все мы жертвы так называемого среднего школьного образования. Которое в свою очередь было направлено не столько на получение собственно самого знания и на развитие личности, сколько на соответствие ученика разработанной системе оценок. Другими словами, сами дети довольно быстро понимают, что стремиться надо именно к тому, чтобы получить (а порой выпросить) хорошую оценку, заслужить похвалу от преподавателя. Именно к этому большинство из нас стремится на протяжении всех школьных лет. Но есть небольшое исключение.
Троечники лучше двоечников?
На мой скромный взгляд в этой системе один тип учеников все же выигрывает — троечники. Как правило, это люди неглупые (иначе они бы давно скатились до двоек), имеющие определенную сферу интересов, вполне возможно неплохо успевающие по одному — двум предметам. Внимание! Именно по тем предметам, которые интересны им самим. А всех остальных предметов они касаются ровно настолько, чтобы просто не вылететь из школы. Т.е. успевают на троечку, изредка на четверку. Самое важное качество в этих учениках — их не пугает отрицательная обратная связь. Им настолько важно собственное увлечение, что они посвящают ему львиную долю времени. Конечно, какие уж там уроки! И этих учеников не парит, что учителя нет-нет, да начинают ворчать, что они могли бы успевать лучше, не глупые же, глядишь, на четверки бы аттестат вытянули.
А что же двоечники, спросишь? Они порой бунтуют исключительно ради бунта. Им нравится эпатировать учителей и одноклассников и они не используют плюсы системы. Они подходят к ней, как нигилисты. Т.е. полностью отрицают и не хотят в нее встраиваться. Другими словами, также проявляют свою зависимость от нее, только со знаком минус.
К чему это я все вел?
Да к тому, что от желания (или необходимости) угождать взрослым ребенок приобретает синдром «правильного ученика», который проявляется и во взрослой жизни. Таким людям очень непривычно рассчитывать на собственные силы, им страшно пробовать новое. Они боятся ошибки. Из-за этого страха формируется некоторая пассивность, страх самого начинания. И вместо того, чтобы тратить энергию на достижение своей цели, они тратят время и силы на поиск новых авторитетов, которые поставят им оценку, скажут: «да, можно, делай! У тебя все получится!»
Люди ищут позитивное подтверждение тому факту, что они правы, они хорошие. Самое интересное при этом (опять же из собственной практики), что им очень часто бывает достаточно только этой констатации. Мол, да, верной дорогой идете, товарищ! При этом вопрошающий может и не следовать советам, которые ему даёшь. Ибо он приходил не за ними.
«…в жизни никаких гарантий…»
Наверное, тебе уже и так понятно, в чем слабость подобной модели поведения. К сожалению, никто кроме господа Бога не сможет дать в жизни никаких гарантий! Даже если передо мной умный и опытный специалист, а я в свою очередь поделюсь с ним всеми фишками и секретами, расскажу все, что знаю, это не дает гарантий, что у него будет так же, как у меня. Почему? Да потому, что это жизнь. В ней бывает всякое. Например, гипотетически Upwork может взять да и закрыться. Ну, такое возможно.
Что же делать? Как же быть?
Для начала я бы посоветовал осознать саму эту проблему, постараться понять, что задавая неконкретный, неспецифический вопрос, как ему быть, человек просто стремится переложить ответственность на другого. Другими словами, для успеха самого вопрошающего пользы от всего этого не будет. Скорее всего, будет разочарование.
«Когда человек сам потыкается, у него сформируются четкие вопросы»
Второе банальное предложение — просто начать делать. Штука в том, что правило «глаза боятся, руки делают» справедливо всегда. Я могу быть самым открытым мастером и добрым советчиком на свете. Но если у человека еще просто не сформированы вопросы, нет опыта в некоторых делах, информация не ляжет на благодатную почву. Ну, представь, что ты, к примеру, еще даже не начал учить иностранный язык, не запомнил свою первую фразу типа «London is a capital of Great Britain…», а тебе уже талдычат о проблемах с неправильными глаголами и о многообразии времен. Ну, ты понял! А когда человек попробует сам, потыкается, у него сформируются совершенно четкие, понятные и правильные вопросы. И диалог с ним сразу же станет содержательным и продуктивным.
Исходя из всего вышесказанного, самое главное — это начать действовать. Но не бог весть как, а обдуманно, осознанно. Действовать все равно придется. Любой думающий человек понимает, что волшебных секретов (бобов, палочек, кнопок) в природе не существует. Например, если хочешь похудеть, то в любом случае придется заняться спортом и скорректировать питание. По аналогии, если хочешь заработать денег, то придется начать что-то делать в этом направлении.
Поэтому всем удачи и добро пожаловать на разбор «правильных» вопросов! 😉
Поделись своим мнением в комментариях ниже или в соцсетях.
Спасибо, вам! Очень полезная статья!!!
Смысл есть в статье здравый. С одной точки зрения вроде все написано верно и ложиться на личный опыт. Но с другой стороны можно рассматривать такие «крики о помощи» и как желание быстро и качественно, не повторяя ошибок того, у кого спрашивают перенять его опыт. Это раз, а во-вторых, ты правильно написал, что, грубо говоря здесь не место тупым вопросам. Но ведь если ты знаешь какую кнопку нажать и можешь сказать об этом. Зачем мне нажимать неправильные кнопки ради опыта, легче и быстрее спросить у тебя.
Виталий, к сожалению, именно так и получается, что некоторым проще просить других решать их задачи, т.к. они к этому привыкли. Но одно дело, когда ты организуешь специалистов в решении определенных задач решать их для тебя — становишься менеджером, берешь на себя планирование и ответственность за все ошибки. Другое — когда человек не удосуживается даже подумать, чего он сам хочет получить и какие варианты решения он сам предполагает.